Бобрикова Татьяна ГеннадьевнаПятница, 17.05.2024, 10:13

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Учёба [2]
Памятки [4]
Собрание [3]

Наш опрос
Вы наказываете ребёнка физически?
Всего ответов: 29

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Для родителей » Собрание

ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКА (10 -13 лет)

Первый кризис возникающий в  младшем подростковом возрасте – ФИЗИЧЕСКИЙ КРИЗИС. В чем он проявляется?

*    Ускоряется рост конечностей в длину. Сначала руки, потом ноги. Дети становятся долговязыми;

*    Отставание темпов роста туловища и, как следствие этого, замедление роста сердца и легких, т.е. наблюдается кислородное голодание интенсивно растущих мышц и головного мозга. Из-за этого появляется снижение двигательной (игровой) активности. Ребята становятся менее выносливыми, возрастает утомляемость. Именно в этот период ребятам особенно необходим щадящий режим. Нужно следить за тем, чтобы они больше бывали на свежем воздухе, необходимо соблюдение режима дня.

*    Ослабляется зрение.

*    В этот период идет бурный рост скелета и конечностей и, как следствие этого нарушение осанки (50% учащихся), нарушение координации движений (угловатость).

*    В младшем подростковом возрасте начинается половое созревание ребенка (12-14 лет), т.е. активизируется работа щитовидной железы. Следовательно, ребята становятся раздражительными или как мы говорим, трудновоспитуемыми.

Очень различно психическое развитие мальчиков и девочек, так как активизируется полоролевая идентификация.  Важным содержанием  самосознания подростка является образ его физического «Я», т.е. представление о своем телесном облике, сравнение и оценка себя с точки зрения эталонов «мужественности» и «женственности».

Мальчиков больше волнует проблема мускулицизма. Они выделяют физическую силу, строго следуют своему эталону, подражают взрослым. Однако при этом снимаются чисто внешние характеристики, идет  подражание ярким, выделяющимся чертам: манере поведения, манере говорить, ходить, курить и т.д.

Очень хорошо это видно на рисунках. Мальчики рисуют себя в спорте, в борьбе или драке. Рисуют пап и мам за физической работой, а пап еще и лежа на диване около телевизора.

Девочек больше волнует эмоциональный фон, и она расскажет какие-то свои тайны далеко не каждому, а лишь тому, кто создаст этот эмоциональный фон. Девочек начинает волновать внешность, формы ее тела, наряды. На рисунке основная часть времени уделяется рисованию лица (или своего, или мамы), но очень детально и тщательно. Здесь тоже идет простое подражание миру взрослых. Девочки просто копируют мать, которая уделяет больше времени по уходу за своим лицом, нежели отец.

 

ЛИЧНОСТНЫЙ КРИЗИС.

В период младшего подросткового возраста складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования. Это пора достижений. Стремительного наращивания знаний, умений, становления своего «Я», обретение новой социальной позиции. Вместе с тем, это возраст потерь детского мироощущения, когда появляются чувства тревожности и психологического дискомфорта. Этот возраст часто называют периодом диспропорций в развитии. В этом возрасте увеличивается внимание к себе, к своим физическим особенностям, обостряется реакция на мнение окружающих, повышается  чувство собственного достоинства и обидчивость. Физические недостатки часто преувеличиваются.

Очень хорошо это видно в детских рисунках (КРС «Моя семья»):

С одной стороны: отказывается себя рисовать, повышается тревожность из-за возможности изобразить себя «плохо», выглядеть «плохо» в глазах другого. С другой стороны: отказываются рисовать себя и дети с заниженной самооценкой. Их защитная реакция слова: «А я не умею рисовать людей!», но при этом они рисуют всех остальных членов семьи.

Или, наоборот,

1)    рисуют только себя, возвышая себя над другими.

2)    Отгораживают себя от других членов семьи различными барьерами.

3)    Рисуют себя больше остальных членов семьи и над (в самом верху листа) другими членами семьи, рисуют себя в центре листа. Как бы стараются подчеркнуть, что никто не имеет право посягнуть на мою личность, на мою самостоятельность.

И все же в младшем подростковом возрасте у ребят потребность в семье очень велика и потребность в достойном положении в семье.

На рисунках эта потребность выражается в рисовании «солнца», в рисовании различных украшений своего дома. Рисуя «тучи» ребенок выражает свою тревогу за отношения в своей семье, так как без семейного тепла и ласки ему еще не обойтись.

В младшем подростковом возрасте также велика потребность в общении в достойном положении в классе.

 По результатам анкет, изучающих отношение ребенка к школе,  видно, что 80% пятиклассников желают учиться в пятом классе. Действительно, зачем же им быть «маленькими». Их устраивает положение «взрослого».

70% учащихся обычно считают себя достаточно успешными учащимися, они удовлетворены своими знаниями. Завышенная самооценка обычно считается возрастной нормой в этом возрасте.

65% учащихся – хотят быть всегда первыми и отличниками.

Самое неприятное для ребят – это когда происходят драки, когда тебя бьют, и когда за невыученный урок ставят «двойку». Таким образом, неприятно все то, что унижает ребенка, то, что подрывает его авторитет среди одноклассников. Неприятно то, когда он оказывается хуже других, когда посягают на его «Я», на его личность.

Чтобы подытожить все вышесказанное, поведение педагога можно условно разделить на    НЕЛЬЗЯ   и   НАДО:

1. НЕЛЬЗЯ проявлять неуважение к личности ребенка, а НАДО постараться создать атмосферу покоя и доверительного общения. При этом необходимо ВСЕГДА помнить о гетерохронности (неравномерности) развития ребенка, а все это требует индивидуального подхода к каждому.

Выделяются:

АКСЕЛЕРАТЫ – чаще всего их проблема – это неготовность к общению.

РЕТАРДАНТЫ (умники) – необходима помощь учителя в самоутверждении этого ребенка. Помощь в осознании своей социальной роли, где бы он мог себя реализовать. Эти ребята обычно оптимистичны  нахальны и уверены в себе. Как правило окружающие оказывают им больше внимания и уважения, чем утверждается их самооценка.

Педагогу надо их оптимизм направить в нужное русло, и постараться сделать так, чтобы он повел за собой остальных.

ИНФАНТИЛЫ – их проблема несамостоятельность, незащищенность, потребность в заботе о себе, пониженная критичность к себе. Этих ребят необходимо поддержать в общении со сверстниками, перейти от морали послушания, к морали взаимодействия.

МААРГИНАЛЫ – двойная личность, не приняты ни взрослыми, ни сверстниками, а чтобы заявить о себе – асоциальное поведение. Педагогу надо наладить контакт, а это общение на равных. Не сверху, и не снизу, а пристройка рядом.

2. Нельзя отчитывать, ругать, поучать в присутствии сверстников, высмеивать. А так как они уже «взрослые» - ребята не хотят, чтобы им сочувствовали, чтобы не принуждали к откровенности. Младшие подростки избавляются от всего сугубо детского и поэтому относятся негативно к нашим попыткам их опекать и вторгаться на их территорию. Появляется отвращение к необоснованным запретам, поэтому лучше не запрещать, а просто объяснить почему нельзя, и лучше всего не отбирать их право на  собственный опыт.

3. Характерно для младших подростков и то, что у них отсутствует авторитет возраста. Они очень критичны к взрослым. В этом возрасте своеобразное видение мира: ребята очень хорошо замечают и ценят человеческие качества и они сильно подвержены первому впечатлению.

И в то же время совсем не критичны к себе (не сформирована рефлексия).

Ярко выраженная критичность,  негативизм, стремление к эмансипации, невосприимчивость к наставлениям старших у младшего подростков – ни что иное как форма самоутверждения они поэтому и любят, когда их хвалят, так как похвала придает им уверенности в себе, в своем «Я».

Педагогу надо уметь снять дистанцию в отношениях, надо прививать навыки общения – диалога.

Очень много противоположностей в развитии младшего подростка, но их необходимо учитывать.

1.     Потому что именно в этом возрасте огромные ожидания в будущем, но вместе с тем малый жизненный опыт.

2.     Завышенная самооценка вместе с легкой ранимостью, так как нет еще адаптации к неудачам, положению худшего, поэтому им необходима поддержка их самостоятельности и самооценки естественно только в реальных границах.

3.     Ребенок стремиться к автономии и все же у него все еще большая потребность в неавторитетном советчике, т.е. педагог должен пристроиться рядом с ребенком. Надо всегда помнить, что ученик не может быть плохим или хорошим, он такой, какой есть, и мы взрослые, должны его в чем-то поддержать, в чем-то помочь, что-то исправить, это значительно труднее – заставить додумать и оценивать уже не ученика, а свои собственные действия и мысли по отношению к нему.

4.     Особенности развития познавательных способностей часто служат причиной трудностей в школьном обучении: неуспеваемость, неадекватное поведение. Успешность обучения  во многом зависит от мотивации обучения, от того личного смысла, которое имеет обучение подростка. Основное условие всякого обучения – наличие стремления к приобретению знаний и изменению себя как обучающегося.

Категория: Собрание | Добавил: Tante (25.03.2011)
Просмотров: 7779 | Рейтинг: 4.0/3
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz